ЧАСТНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СЕВЕРОДОНЕЦКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АЗОТ» - крупнейший в Украине производитель минеральных удобрений - аммиака, аммиачной, калиевой, натриевой селитры, карбамида, формалина, метанола, углеаммонийных солей, уксусной кислоты и др.

Производство минеральных удобрений Северодонецкого «Азота» сертифицировано в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001: 2008.

Химкомбинат принят в эксплуатацию 16 февраля 1951 года как комплекс по производству минеральных удобрений.

На предприятии работает около 4  тысяч человек.

В апреле 2011 года Северодонецкий «Азот» вошел в состав холдинга  OSTCHEM, который объединяет активы азотной химии  Group DF  Дмитрия Фирташа.

OSTCHEM – один  из крупнейших  химических холдингов Украины, объединяющий  высокоэффективные и конкурентоспособные предприятия по производству азотных удобрений:  ПАО «Концерн Стирол» (г. Горловка, Донецкой области), ПАО «Азот» (г.Черкассы), ПАО «Ривнеазот» (г.Ровно).

Грамотно выстроенная логистика, дистрибуция, представленная «УкрАгро НПК» и наличие специализированого морского порта «Ника-Тера» позволили  холдингу OSTCHEM оптимизировать  работу предприятий, их производственную, маркетинговую и сбытовую политику, а также сократить операционные издержки и повысить конкурентоспособность.

Стратегическая цель холдинга OSTCHEM  – быть надежным партнером, обладающим хорошей репутацией, лидером в  производстве и поставках  минеральных удобрений высокого качества украинским и международным компаниям.










Две профессии таланта



С именем Николая Абрамовича Баржанского в нашем городе связано немало. В 1960 году руководители химического комбината, узнав, что в соседнем Горском есть способный журналист, а к тому же еще неординарный организатор художественной самодеятельности, пригласили Николая Абрамовича в молодой Северодонецк. За его плечами были уже и годы войны, которую он прошел на фронте в боевых частях, и работа воспитателем молодежного общежития.

Вскоре, 1 января 1961 года вышел первый номер газеты химкомбината – «Лисичанский химик». У истоков её создания стоял выпускник факультета журналистики Киевского госуниверситета, имеющий уже практический опыт редакторства в шахтерской газете Николай Абрамович Баржанский.

С того момента он почти четыре десятилетия руководил ею. В коллективе у него установилась прочная репутация человека доброго, честного, отзывчивого. Он не терпел малейшей несправедливости ни к себе, ни к другим. Потому так часто на страницах газеты появлялись его острые статьи, корреспонденции, фельетоны в защиту «обиженных и оскорбленных». Редактор не мог мириться с фактами некомпетентности, бесхозяйственности. Многие не могли остаться равнодушными к таким материалам. Естественно, по одному и тому же поводу высказывались разные мнения, главное, что публикации не оставляли равнодушными своих читателей. Отклики читателей все чаще появлялись на станицах «Химика»

Имея в наличии такое оружие, как слово, журналист Николай Баржанский пользовался им ответственно и умело. И в этом не сомневались работники предприятия. Газета всегда поднимала злободневные для химиков темы. Редактор и наставник воспитал не одного квалифицированного журналиста, и многие, благодаря его школе, научились четко излагать свои мысли, делать правильные выводы. Темы своих материалов Николай Абрамович искал и находил в трудовых коллективах, у работников предприятия, в их повседневной жизни. Его перу принадлежат очерки истории Северодонецкого объединения «Азот», собранные в книгу «Сто профессий Азота», которую выпустило издательство «Донбасс» в 1988 году тиражом пять тысяч экземпляров.

Немало очерков Н.А.Баржанского было посвящено воспоминаниям фронтовика, бывшего бойца гвардейской стрелковой Ровенской ордена Ленина, Краснознаменной и ордена Суворова дивизии. В своем очерке «Три ночи под Коростенем» он рассказал о дождливой осени 1943 года. Ведя жестокие бои по расширению плацдарма на правом берегу Днепра, 6-я гвардейская стрелковая дивизия постепенно таяла, истекая кровью под мощными танковыми контрударами противника. Затяжные бои с фашистами в этом районе истрепали их боевые соединения до такой степени, что он почти заново сформированной после боев на Курской дуге дивизии не осталось, пожалуй, и 10 процентов. В ротах было по 5-6 человек.

– Из того боя я вышел невредимым, что чуду подобно. И теперь, через 52 года после Победы, – писал Николай Абрамович, – когда вспоминаю свою изрешеченную пулями шинель, пробитый осколками котелок, усеченную пулей, как ножом, находившуюся в руке буханку хлеба. Когда вспоминаю свой безотказный карабин с выщербленным пулей цевьем и эту шапку – свидетельствами того, что смерть много раз касалась меня своей костлявой рукой. Я, убежденный атеист, стал задумываться над вопросом: кто помог мне и другим, уцелевшим в адовом огне той страшной ночи? Не сам ли Бог? Тем более, что эта ночь была не последней.

Описанный в этом очерке небольшой отрезок фронтовой жизни Н.А.Баржанского свидетельствует о том, что освобождение Украины от немецко-фашистских захватчиков было далеко не триумфальным маршем по следам отступающего врага. Оно связано с тяжелой, затяжной и кровопролитной борьбой всего советского народа.

Менялись сотрудники, обновлялся коллектив редакции, а Н.А.Баржанский оставался на беспокойном посту: организовывал работу, писал о производственных делах, о трудовых коллективах, рабочих, инженерах. Помогал внедрению нового, передового, поднимал острые темы, вскрывал недостатки и не успокаивался, пока положение дел не улучшалось. В бурные и наполненные энергией девяностые годы Н.А.Баржанский не все мог принять в новых нравах и порядках, но старался своим словом поддержать тех, кому особенно было трудно - в первую очередь ветеранов.

Николай Абрамович всегда любил молодежь, дружил с нею. Не сосчитать всех юношей и девушек, чьи способности он помог раскрыть как художественный руководитель ансамбля песни и танца Дворца культуры химиков. В этом раскрылась вторая грань его таланта.

Впервые под руководством нового постановщика ансамбля вышел на сцену в сентябре 1960 года и почти сразу обрел в Северодонецке восторженных поклонников, околдованных пламенным искусством.

Вместе с хормейстером Станиславом Пантелеевичем Носковым, балетмейстрами Юрием Александровичем Шаповаловым и Зоей Викторовной Сухомлиновой, концертмейстерами Николаем Федоровичем Шарко и Павлом Васильевичем Кудлой, другими энтузиастами Николай Абрамович сумел сплотить вокруг себя людей различных профессий, увлеченных песней и танцем, подлинных подвижников самодеятельного искусства.

Художественный руководитель ансамбля Николай Баржанский не упускал возможность посещать смотры художественной самодеятельности не только на предприятии, но и в подшефных профтехучилищах. К примеру, на проходившем смотре-конкурсе на химкомбинате в 1963 году, он обратил внимание на молодую аппаратчицу цеха синтеза аммиака Эллу Лузову (Величко), которая выступила в жанре художественного чтения. И уже в ноябре она в качестве ведущей приняла участие в концерте клуба химиков для ударников коммунистического труда предприятий химической промышленности Донецкого совнархоза.

Когда после окончания профтехучилища Галина Мурзай пришла в народный ансамбль, руководители коллектива обратили на нее серьезное внимание. Много занимались с девушкой Станислав Носков и Николай Шарко. А со временем выступления новой солистки тепло принимали не только зрители Северодонецка, Луганска, Киева, но и участники Олимпийских игр в Гренобле. Потом, став уже профессиональной артисткой, она объездила с концертными программами десятки стран мира. Талантливой исполнительнице русских и украинских народных песен были присвоены почетные звания залуженной, а потом народной артистки УССР.

После ухода Галины Мурзай из ансамбля в областную филармонию срочно понадобилась замена. Вскоре в ансамбле появилась новая певица – учащаяся профтехучилища №53 Галина Рябоконь (Головина). «Помню ее дебют на большой сцене Дворца культуры им. Ленина в Луганске, - делился позже воспоминаниями Николай Абрамович Баржанский, - она пела русскую народную песню «Эх, матушка!». Когда закончила, зал какое-то мгновение, показавшееся вечностью, молчал. И вдруг взорвался бурей аплодисментов и возгласов: «Браво! Бис!». А она, юная дебютантка, еще не понимая, что произошло, стояла в свете прожекторов и восторженных взглядов, робкая, с угловатыми движениями рук, которым безуспешно пыталась найти место, и светилась какой-то неестественной, чужой улыбкой. Это была совсем другая Галина, пусть еще растерянная и подавленная нахлынувшей тяжестью славы, но уже Золушка, ставшая вдруг Принцессой».

Почти четыре десятилетия в одном коллективе, постоянно в зените известности – дело нешуточное. Не всякий выдержит такое испытание славой. Тем более, что длится этот экзамен постоянно, ни на мгновение не снижая планки мастерства и ответственности. Но иной жизни Галина и не искала: вечный поиск, вечный труд.

На конкурсе в Риге в первом туре Головина спела песню автора Николая Баржанского «Течет Лугань», которой привлекла внимание председателя жюри, известного композитора Марка Фрадкина. А после второго тура с ней беседовала член жюри Александра Пахмутова и предложила учебу в Москве. Но Галина отказалась, осталась верна своему художественному коллективу и тем, кто ее уже успел полюбить.

В программу ансамбля, кроме отдельных номеров в исполнении хора, солистов и танцевальной группы, вошли крупные работы Николая Баржанского – вокально-хореографические композиции «Мы из города юности», «Русская зима», отличавшиеся глубоким содержанием и художественностью. В ноябре 1965 года ансамбль, в числе других коллективов, принимал участие в творческом отчете художественной самодеятельности Ворошиловградской области в столице Украины. Химики привезли туда свои новые композиции «Большая химия», «Золотая осень», «Солдаты», имевшие огромный успех у киевлян.

Знаменательным событием в жизни ансамбля стало присвоение ему в феврале 1966 года звания Народный. Коллектив рос творчески. Программа его пополнялась новыми произведениями по сценариям и постановкам Николая Баржанского. Это вокально-хореографическая композиция «Верной дорогой», «Уходили комсомольцы», «Венок Дуная», «Веснянка»; подготовленные к 50-летию Великого Октября «Улица Ленина», «Ярмарка в Сорочинцах», «Партизаны»; представленные на республиканский фестиваль самодеятельного искусства, посвященный 100-летию со дня рождения В.И.Ленина: «Под знаменем революции», «Химия служит народу», а также «Братья» – к фестивалю, посвященному 50-летию образования СССР. За высокое исполнительское мастерство ансамблю песни и танца неоднократно присуждались звания лауреата областных и республиканских фестивалей, коллектив награждался золотой и серебряными медалями.

К первому Всесоюзному фестивалю художественного самодеятельного творчества трудящихся коллектив подготовил новую программу, особое место в которой заняли новые творческие работы Н.Баржанского вокально-хореографические композиции «Костры революции» и «День Победы», фольклорные театрализованные картины «Толока» и «Русские посиделки». Эти работы получили высший балл жюри. Народный ансамбль стал лауреатом фестиваля и был награжден Большой золотой медалью.

Когда готовились к этому фестивалю, перепробовали несколько хоровиков, но никто из них не соответствовал задуманному образу. И тут режиссер подумал об Александре Мигулеве. Правда, привлечение на эту роль лучшего танцовщика – большая потеря для танцевальной группы, но очень уж была заманчива идея: «А вдруг?». И Николай Абрамович не ошибся в Мигулеве – получился отличный спектакль, музыкальная комедия, где комический герой стал главным связующим звеном всей вокально-хореографической композиции. За эту работу высокое жюри первого Всесоюзного фестиваля дало ансамблю высший балл.

Ансамбль химиков выступал и на многих площадках в Киеве. На Куренёвке необъятная площадь была заполнена людьми до отказа. Последний номер полуторачасовой программы ансамбля – знаменитые «Цыгане» (Композиция «Когда догорают костры») – произвела впечатление разорвавшейся бомбы. «Цыган» не отпускали и под дружные крики «браво», «бис» артисты трижды исполняли финальную часть композиции. А через два часа такой же концерт состоялся в столичном парке имени 1 Мая, и всё повторяется перед десятком тысяч зрителей.

Ревущий «зал» под открытым небом доведенный «настоящим цыганским табором» до экстаза орал «Молодцы!». Северодонецкие артисты, купаясь в лучах зрительской благодарности, украдкой смахивали с лица капельки пота, смешанные со слезами радости. Ради нескольких мгновений пленительного счастья все они работали самоотверженно и бескорыстно. Благодарность зрителей – для них лучшая награда.

Ансамбль песни и танца химиков Северодонецка выступал перед участниками совещаний СЭВ и Юнеско, на всесоюзных совещаниях, перед делегатами Х съезда профсоюзов Украины, на ВДНХ СССР, на торжественном собрании в честь Дня химика в Москве. Дважды коллектив гастролировал по городам Народной Республики Болгарии. И не только.

Девиз участников Народного ансамбля: «Первые на производстве, первые в искусстве!» И большинство являлись передовиками производства. Участники ансамбля техник-лаборант Нелля Минакова и аппаратчик Николай Манохин - кавалеры ордена «Знак Почета», шлифовальщик Василий Дрокин – орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Многие награждены медалями и почетными знаками.

Аппаратчик цеха ректификации метанола Людмила Дмитриева дважды избиралась депутатом Ворошиловградского областного Совета народных депутатов, слесарь-сборщик Людмила Левадная и аппаратчик Людмила Чубковец – депутатами городского Совета…

Постоянные поиски нового, совершенствование достигнутого, стремление к дружбе и коллективизму – таковы основные факторы, определяющие успехи ансамбля, руководимого Н.А.Баржанским, на протяжении многих десятков лет.

Из народного ансамбля химиков вышли многие профессиональные артисты. Валентина Иванова стала певицей Русского академического Северного хора, сестры Вера и Надежда Федоренко – танцовщицами Омского государственного народного хора, Николай Абрамкин танцевал в Днепропетровском ансамбле «Славутыч», сестры Люба и Надежда Колесниковы – в Государственном шахтерском ансамбле песни и танца…

У Николая Абрамовича Баржанского был свой творческий почерк ДК химиков – создавая крупные вокально-хореографические композиции, пропагандируя украинское искусство, он нередко сам писал тексты песен, успевал еще быть сценаристом тематических вечеров, фильмов народной любительской киностудии дворца. И все делал замечательно. Ансамбль стал лауреатом престижных смотров и конкурсов. А общегородские праздники в Ледовом Дворце спорта, которые ставил Баржанский, никого не оставляли равнодушными.

За каждым выступлением самодеятельных артистов скрывалась самоотверженная и бескорыстная работа. Три-четыре вечерних репетиций в неделю по два-три часа и танцовщиков можно выкручивать, как губки. Домой приходят уставшие и опустошенные, как выжатый лимон. А через день – снова и снова. С новыми силами, с новым вдохновением. Но они всегда в форме, всегда готовы к серьезной работе.

А на сцене танцовщица должна перевоплощаться – быть такой, какой ее видел режиссер Николай Баржанский. Для этого нужен талант перевоплощения, и он у них был.

Не простое дело создать сценарий или, тем более, композицию, Николай Абрамович месяцами вынашивал в себе идею создания той или иной вокально-хореографической композиции. Иногда приходилось просмотреть немало литературы, прослушать музыкальные магнитофонные записи, часами наигрывать на аккордеоне песню, чтобы придуманные слова вкладывались в мелодию. Частенько по ночам его озаряла идея, не смотря на время, Николай Абрамович мог подняться и до утра творчески работать. В нелегком поиске рождались новые произведения. Но их необходимо еще было воплотить в жизнь.

Талант – великое и весьма редкое явление природы. Но, наверное, не все, кто обладает этим даром, смогли им воспользоваться, тем более, воплотить его в жизнь. Поэтому, вдвойне приятно вспоминать о тех, кому это удалось. В их числе и Николай Абрамович Баржанский, подаривший нам многочисленные творческие работы двух профессий своего таланта.

Сегодня участники ансамбля живут светлыми воспоминаниями. И пусть воспоминания об этих прекрасных мгновениях не печалит, а радует их сердца. У них есть что рассказать – неоднократные выступления в Москве, Киеве, Харькове, Белгороде. В городах Тульской, Челябинской, Запорожской, и, естественно, Луганской областей. Их восторженно принимали труженики полей. Им рукоплескали в Болгарии, Венгрии, Германии, на БАМе, их приглашали для участия в очень престижных концертах: во Дворце съездов, в Государственном концертном зале «Россия», где они работали с такими яркими звездами театра, кино и эстрады, как Аркадий Райкин, Валерий Леонтьев, Евгений Петросян, Ирина Понаровская, Штепсель и Тарапунька, хор им. Г.Веревки, ансамбль «Березка», солисты и балет Большого театра…



Когда Николая Абрамовича не стало, Василий Суздальцев с города Дубна Московской области, который давно и хорошо знал его, откликнулся на горестную весть стихотворными строками. Возможно, они далеки от совершенства, но подкупают своей искренностью:


Он внес весомый вклад в культуру –

Ансамбль нам «выдал на-гора»,

На сцене не терпел халтуру,

И праздник делал «на ура».

Всегда он будет нам примером

В святой борьбе за идеал,

Оставшись добрым, честным, смелым, –

Таким, как долг свой понимал.



…Меняются времена, вкусы, тенденции. Не меняются лишь вечные ценности, которые проявляются в творчестве талантливых людей. Начатое Николаем Абрамовичем дело продолжают сегодня его сподвижники в творческом коллективе Дворца культуры химиков ЧАО «СЕВЕРОДОНЕЦКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АЗОТ».

П.В.Руднев

Заслуженный ветеран труда.


Чтобы помнили...




 
Календарь
Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
 
Фото галерея
 
 
Погода
 
 
Курсы валют

Курс валют на портале Finance.ua

© 2011 Всі права захищені.
ПрАТ "СЄВЄРОДОНЕЦЬКЕ ОБ'ЄДНАННЯ АЗОТ"